Информационные технологии как эффективное средство в развитии бизнеса

Современный бизнес стал гораздо удобнее для клиента. Теперь нужную информацию всегда можно найти используя интернет и телефон. Зачастую у компаний уже есть свой веб-сайт визитка, где написано, что компания производит и где находится.

При обращении в магазине вам уже готовы посмотреть, числится ли нужный товар на складе и выписать требуемое количество. Правда не всегда то, что числится на самом деле есть на складе, а подобрать аналог, замену или дополнение можно только используя опыт продавца. Но это обычно частные проблемы, автоматизация, уверен, и до них доберется в течении ближайшей пары лет.

Идиллия скажете вы – бизнес работает, через интернет деньги на расчетном счете смотрятся, через 1С-ку всегда можно увидеть кучу цифр. Иллюзия, возражу вам я. Давайте приглядимся поближе. Прибыль свою вы точно посчитать можете с точностью хотя бы до тысяч рублей, но день в день и по всем вашим предприятиям? А тренд точный в продажах/прибыльности/производительности знаете или только по ощущениям? Что будет, если сервер, на котором работают ваши учетные системы, сломается? А что будет с вашим предприятием, если вы захотите попутешествовать пару… месяцев? И таких вопросов у меня целый вагон – ответы на которые порой очень хочется знать руководителю, но очень не хочется над ними работать вашему персоналу.

То есть базовые потребности бизнеса в автоматизации операционной деятельности удовлетворены, и это хорошо, но это уже требования вчерашнего дня. Сегодня надо работать над автоматизацией управляющих бизнес-процессов на предприятии и над увеличением эффективности использования новых технологий в текущей деятельности. А это означает, что надо в корне поменять свое отношение к IT-отделу. Ведь как сейчас в большинстве случаев можно охарактеризовать роль Айтишников на предприятии. Да примерно так же как электриков, сантехников, уборщиц – обычный обслуживающий персонал, только получают больше денег и с умным видом сидят у себя в каморке. Как не странно, но даже, на предприятиях сетевого ритейла – где функция IT – является ключевой для существования, группа специалистов по информационным технологиям почти всегда заперта в дальнем углу здания, и зачастую сидит прямо в окружении серверов. Об участии в совещаниях с руководством речь обычно может идти только в двух случаях: что-то недавно сломалось причем по крупному и на глазах директоров и формирование бюджета на следующий отчетный период.

У нас в городе есть клуб IT-директоров, но как ни странно самих директоров у нас почти нет. Как бы не называлась должность главного айтишника на предприятии, функционал у него по максимуму – начальника отдела автоматизации, т.е. ответственный за все все компьютеры. А ведь если должность звучит как IT-директор, то значит человек должен входить в совет директоров предприятия и участвовать в принятии стратегических решений. Отдел IT для бизнеса должен перестать быть простым центром затрат и стать центром увеличения эффективности бизнеса, а то и центром увеличения добавочной стоимости продукта предприятия.

Что для этого необходимо сделать? Необходимо перейти от традиционной модели работы в IT, где основной упор делается на поддержке IT-инфраструктуры, к модели, ориентированной на сервисном обслуживании основного бизнеса компании. Разница в подходах выражается прежде всего в том, что от айтишников требуются экономически эффективные услуги, отвечающие потребностям бизнеса и способным решать ключевые бизнес-задачи с высоким уровнем качества.

Поэтому IT-подразделения должны сделать шаг вперед и стать не просто поставщиками IT-инфраструктуры, а настоящими сервис-провайдерами, а потом и стратегическими партнерами бизнеса, предоставляющими большой спектр IT-услуг, эффективность которых должна быть оценена как со стороны руководства, так и со стороны потребителей. Таким образом, задачей IT-департамента становится переход к модели IT-аутсорсинга, на внутреннем уровне своей организации.

И когда мотивация IT-директора поменяется, тогда он будет первым появляться на совещаниях, тогда он будет составлять и согласовывать планы по внедрению дополнительных сервисов на предприятии и модернизации существующих. И только тогда можно быть уверенным, что деньги, выделяемые на сопровождение и развитие IT-инфраструктуры предприятия, не просто потратятся, а будут действительно приносить доход, повышать эффективность, снижать риски. И только когда Айти-департамент станет полноправной бизнес-единицей на предприятии, можно будет говорить о качественной модернизации бизнеса, до тех пор это просто заведомо проигранная конкурентам гонка IT-вооружений.