Инновации в ИТ

Совсем недавно вернулся я с конференции одного дистрибутора и сделал для себя интересное открытие. Конечно я до этого знал, что все обстоит давно уже так, но на прошлой неделе вся мозаика как говорится, сложилась.

Сразу оговорюсь, что речь в данной статье буду вести только о корпоративных продуктах ибо этот рынок мне гораздо ближе, но уверен, что кардинально от потребительского рынка отличий нет

А осознание заключается вот в чем. Современная индустрия производства программного обеспечения уже перестает быть инновационной и именитые бренды уже давно сами ничего не придумывают. Реальные инновации придумывают маленькие команды энтузаистов-стартаперов или сообщества увлеченных людей, решающих свои задачи и делающих для себя продукт, отдавая его впоследствии другим на применение и развитие.

Далее вендор покупает старт-ап или просто берет открытую технологию, прикручивает свой интерфейс может быть интегрирует со своими продуктами и продает под своим брендом (пока писалась эта статья Microsoft успел купить небольшой стартапчик Skype за 8,5 млрд долл.). Затраты на разработку при этом получаются минимальны, технология готова и предсказуема, сроки получаются более определенными – кругом выгоды.

А в чем же выгода клиента, ведь если изначально продукт был бесплатным. Не получается ли, что клиента просто нагло обирают за то, что он может получить бесплатно, так как правило бесплатный продукт существует себе и может быть использован.

Зачастую создатели, получив компенсацию за свои труды отпускают бесплатное детище в свободный полет и либо выходят на пенсию (пока деньги не кончатся), либо занимаются развитием уже коммерческого продукта в составе софтверного вендора. И пользователь остается один на один с продуктом, зачастую весьма сложным и требующим постоянной поддержки. Вот тут пользователь, как правило попадает в зависимость от своего Айтишника, который занимается этим продуктом. И в 95% случаев этот айтишник получается дороже, чем платный продукт с поддержкой даже на коротких временных горизонтах. Вендор же, оккомерциолизовав этот продукт будет стремится, чтобы дыры латались, хотелки реализовались и развитие шло. Так что пользователю в реальности коммерческий продукт будет дешевле чем некоммерческий (конечно тут можно меня обвинять в предвзятости, но по честному в 90% случаев это так).

Так вот, на конференции я узнал подробности про продукт Kerio Operator, оказывается это старый добрый Астериск, к которому прикрутили графический интерфейс и продают под сильным брендом. И честно говоря, поскольку мы сами занимаемся внедрением астериска, как платформы IP-телефонии, то я был сильно удивлен и порадован, что в Керио проделали правильную работу. Поясню.

Астериск, как многие линуксовые свободные проекты без опыта может быть внедрен только методом «красных глаз» — т.е. сидеть днями и ночами экспериментировать с настройками, читать форумы и бить в бубен. Причем сообщество Астерискоидов в России отличается особым отношениям к новичкам, так что реально проще вопросы задавать на зарубежных сайтах. Наши просто посылают еще подумать/почитать/погулять (честно говоря у меня наверное предвзятое отношение к линуксоидам, но у меня почему то такое ощущение от них — с простым вопросом к ним не подходи). Так вот, если у вас нет человека, который уже отсидел свои ночи за внедрением Астериска, то даже пробовать не стоит – берите интеграторов за шкирку и просите их. Правда в нашем городе у интеграторов такого опыта тоже нет (нескромно, но «кроме нас»), потому что интеграторам интересны платные решения от Cisco, Microsoft и прочих. Дешевые проекты никому из серьезных парней неинтересны, а к несерьезным идти, результат будет тот же, что и самостоятельно внедрять — никакой.

Выход теперь есть, платите Керио за лицензию, получаете дистрибутив, а там жмем на кнопочки next-next-next-done. Все. Настроили меню, записали голоса, раскидали номера, подсоединили телефоны и вперед. Конечно на практике будет посложнее и нюансы будут, но их как раз можно адресовать в Керио и получать ответы. Тут толковый сисадмин в паре с техподдержкой и документацией вполне может справится с этим сложным проектом. Здорово. А цена — более чем доступна.

И таким способом программное обеспечение производится все чаще, покупается технология где-нибудь в Китае, Индии, России, приклеивается новый лейбл и вписывается в прайсы. Глобализация добралась и до информационных технологий.

 

Кекин Дмитрий